Несколько дней, казалось, Сэла только и делала, что просыпалась и тут же снова засыпала. Иногда ее будил Верадин, чтобы накормить и дать попить. Медик Режима, вооружившись достойным медицинским оборудованием и лекарствами, поставил бы ее на ноги за день. Но даже без таких ресурсов ее тело заживает гораздо быстрее, чем у прирожденных евгеников. Тем не менее, Сэла чувствовала, что починка организма идет слишком долго. Совсем не прельщала мысль, что она становится больше помехой, чем ценным активом.
То был самый длинный период ее бодрствования. В полу-оцепенении она бродила по антикварной «Кассандре». Первоначальный тур с Валеном оказался поспешным, лишь ради проверки возможности судна для побега капитана. Сейчас Сэла рассматривала детали и понимала, что каталог ее психологических проблем растет.
В каждом отсеке она находила подсказки прошлой жизни корабля. В какой-то момент Сэла решила, что из всего этого получилась бы интересная история для головида. Стеллажи скафандром пустовали. Лишь одинокий шлем с трещиной на прозрачном козырьке катался по отсеку, как выеденное яйцо какого-то мифического космического существа. Общий коридор испорчен ожогами плазмы и выбоинами стрелкового оружия. Грубо вытравленные графити капитанской каюты покрыты слоями клановых знаков.
Этим судном одно время владели контрабандисты и их вкусы не были неожиданными: количество просроченных лекарств конкурировало разве что с количеством порно-продукции. Судя по всему, контрабандисты ощущали себя невероятно одинокими в своей профессии, либо эта профессия привлекает к себе типов с бушующим либидо.
Где бы ни находились сейчас эти контрабандисты, Сэла с удовольствием расспросила бы их, где они спрятали свое проклятое оружие. Оно должно же быть где-то. Ведь нет никакого смысла покидать судно, если самый худший груз на нем, несколько порно-видео записей.
Сэла не смогла найти ничего полезного, кроме нескольких пакетиков давно просроченных белковых вафель в шкафчике на камбузе. Они закончатся за пару дней. Метаболизм Сэлы, как фабриката, предназначен для работы с минимальным рационом в чрезвычайных обстоятельствах. Она может этим управлять. А вот Верадин подобным похвастаться не может. Зато воды достаточно, если быть достаточно осторожным и забыть про гигиену. Рано или поздно нужно будет заняться системой фильтрации, но пока она была удовлетворительной.
Тихое переключение кнопок выманило ее из камбуза, где она провела значительное время, осматривая остатки белкового рациона. На автомате направилась наверх, на мостик, полукруглое помещение, где одно широкое антигравитационное кресло делили между собой пилот и штурман. Одна из безумных идей Режима: больше эффективности при минимуме удобства. В кресле расположился Верадин, положив ноги на консоль. Системная навигация мигала зеленым светом, освещая его ботинки.
Оповестительный сигнал раздавался с навигационной системы нестандартным звуком, но не разбудил Верадина, так что Сэла пнула его в плечо коленом. Когда он сел, приглаживая шевелюру, Сэла посмотрела на дисплей и нахмурилась.
Он ведь не упоминал пункт назначения? Сэла вспомнила туманный сон, в котором Верадин рассказал ей о расположении холодного голубого мира. Это было два… три дня назад? Сэла молча поклялась никогда не пользоваться лекарствами и вызвала навигационные журналы. «Касс», похоже, воспользовалась лишь одной незначительной точкой перехода. Азартная игра. Верадин определенно не упоминал об использовании «трубы». Но Сэла слишком устала для раздражения.
— Здесь только один звездный навигационный маяк, — сказала Сэла, читая показания. Устойчивая гармоническая сигнатура этого мира влилась в фоновый шум. Здесь не было никаких орбитальных коммуникационных массивов. Что означает — пункт назначения еще не развит. Это обнадеживало.
— Я бы не ожидал большего, — ответил Джон, сев прямо. — Жителям этого мира больше и не нужно.
— Что это за место, сэр?
— Его называют Нэвет.
На экранах внешнего вида Сэла увидела мелькающие облака, когда «Касс» на бреющем полете летела по орбитие планеты. Несколько массивных структур усеивали оголенные равнины поверхности. Бортовые системы корабля не смогли поймать ни одной вокс-передачи. Планета казалась блестящим, голубым мрамором в ловушке медленного эллипса вокруг истощившейся звезды. Тихая. Холодная. Забытая.
Потом она поняла, почему.
Однажды молодой скриптер рассказал ей о кладбище гребнистых. То был долговязый парень по имени Экрид, левая половина лица которого была обезображены следами жестокой лихорадки. В то время Сэла представляла это так: огромные штабеля тел, высотой чуть не до луны.
Сэла замялась, но, в конце концов, произнесла:
— Кладбище.
— Так называет это Режим, — заметил Джон. — Что позволяет нам предположить, что этот мир для них — мусор. Но он не то, чем кажется. Здесь покоятся мои предки. Они мертвы. Они жили в славе. И гребнистых Крестников хоронят здесь.
При мысли о трупах, закопанных в земле или замурованных в камне, Сэла внутренне вздрогнула. Здесь не помнят о живых. Она всегда знала, что после гибели или смерти ее останки будут возвращены в святое место, где рождается жизнь.
— Мы делаем так, чтобы почтить их. Это мир, где принимают Верадин Крестников, — тихое благоговение в его голосе кардинально отличалось от того, что знала Сэла. — Крестники всегда верны месту упокоения. Однажды и я здесь окажусь, навсегда.
Прошел день, но Сэла никак не могла успокоиться.
— Почему здесь, сэр?
— Никто не подумает искать нас здесь, Тай. Тебе нужно время, чтобы поправиться.
Он постучал по экрану, привлекая внимание Сэлы к тому, что там изображено. Местность выглядела беспорядочным нагромождением камня и металла.
— Приземлимся здесь. Не слишком далеко, чтобы дойти до места.
— Надеюсь, нам не придется устраиваться в одной из этих гробниц.
— Вероятно, сейчас это самое безопасное место, Тай. Сомневаюсь, что мертвых озаботит укрывательство двух дезертиров.
х х х
Ледяной ветер захлестнул их в тот же момент, как они вышли из-под защиты люка «Касс». Этому месту не хватало чудовищной жары Тасемара. Разреженная атмосфера. Просто идти и то оказалось трудно, приходилось часто останавливаться, чтобы перевести дыхание. Раньше в таких ситуациях, прежде, чем десантироваться, Сэла проходила предварительную акклиматизацию. Но в условиях, что выпали им с Верадином, треть ее команды устала бы не хуже, чем капитан.
Она тревожно посмотрела на капитана. Верадин не проходил подобной подготовки. Как офицеру, ему не приходилось ступать на поверхность негостеприимных миров. Сейчас он согнулся, оперевшись руками о колени, и задыхался.
— Наверное, нам нужно вернуться на корабль, сэр, — нетерпеливо сказала Сэла.
Ему здесь было плохо.
— Нет, — прохрипел Верадин. — Я должен это сделать.
Он прислонил к лицу маску и сделал глубокий вдох. Бледность на лице исчезла, обогащенный кислородом воздух заполнил легкие.
Сэла едва удержалась от протеста, слишком много их было за последнее время, повесила сумку с снаряжением на здоровое плечо.
— Осталось немного. Давай двигаться, — сказал Верадин и, шатаясь, поплелся дальше.
Пока они пробирались по размытой тропке, Сэла осмотрела горизонт. На таком расстоянии поселение, основанное здесь в первые дни экспансии, могло прятаться в тумане. Но там странная неподвижность. Никаких кораблей ни на посадочной площадке, ни вне ее. Никаких огней, за исключением тех, что предназначены для украшения, пульсирующих в молочных сумерках их каменных стен.
Тропинка вилась между двух стальных обелисков, гордо возвышающихся ввысь, отмечая вход. Руны высокого евгеника украшали обелиски. Сэла остановилась, склонив голову на бок. Она не понимала, что здесь написано. Для нее это были просто строки пиктограмм и знаков. Она знала только простой общегалактический и более простой военный язык. Высокий евгеник для нее что-то вроде священного языка. Ни один фабрикат никогда не говорил на нем, и уж точно не мог ничего прочитать. Этот язык предназначался только для гребнистых.
— Здесь высечены имена династий Крестников, покоящихся в этом месте, — объяснил Верадин. — Верадин и другие, что были союзниками еще во времена экспансии.
Ответ Сэлы прозвучал автоматически, как их учили отвечать:
— Это не для меня, сэр.
Джонвелиш показал на длинный ряд знаков.
— Корсаир. Новиан. Верадин.
Сэла в ужасе от его небрежного тона отступила назад. Где-то там, далеко, Линео смеется надо мной.
— Я могу научить тебя ему, Сэла. Читать и говорить на евгенике.
— Это не для…
Мысль как жеваный металл.
Верадин схватил ее руку и прижал к холодной поверхности. Сэла отпрянула, словно ужаленная.
— Хвала Судьбам! — устало сказал капитан. — Ты не превратилась в столб пепла.
Сэла растирала ладонь, как будто коснувшись этих знаков, получила удар током. Свой голос она сама едва услышала из-за воя ветра.
— Вы не должны этого делать, сэр.
Верадин усмехнулся. Он закашлял до тех пор, пока не сделал пару вдохов через маску. Села наблюдала за ним. Он должен уже начать приспосабливаться к климату.
— Ты ведь не ребенок, Сэла. Первые пытаются держать вас в неведении.
У нее пересохло во рту, когда она услышала священника в этих словах, произнесенных капитаном.
— Это просто камень и металл, — прохрипел он.
— Я знаю, сэр. Просто все это… отличается.
Сэла возненавидела сжавшиеся от страха внутренности. И возненавидела свою нерешительность. Меня объявили изменником и предателем. Я бросила вызов Режиму и Уставу, стала личным врагом Тринкуло. И все же что-то заставляет меня колебаться?
— Я иду туда, — сказал капитан. — Можешь оставаться здесь и наслаждаться погодой.
Сэла смотрела, как он исчезает в прохладной тени гигантского могильника, оставляя ее слушать завывание ветра.
Это был итог ее карьеры под командованием Джонвелиша Верадина: наблюдать, как он ныряет в неизвестность без страха и колебаний, с непринужденной наглостью, яростью и восторгом. И все это одновременно. Сейчас он больше походил на безрассудного мальчишку, нуждающегося в защите от своей собственной природы.
Кто сейчас из нас ребенок, капитан?
Наконец, Сэла последовала за ним.
Когда дверь за ней закрылась, плотность воздуха изменилась. Сэла оказалась захвачена легким янтарным освещением святилища. Тихий ритмичный стук доносился до нее в сухом воздухе.
Музыка для мертвых. Интересно, она играет постоянно? Или включается, когда сюда заходит кто-то посетить мертвецов?
Верадин, казалось, угадал, о чем она думает.
— Это все для галочки, Тай. Музыка играет не всегда.
Бледность на его лице исчезла. Воздух в этом месте оказался, хоть и не свежим, но более подходящим.
— Извини… там…, — начала Сэла, но капитан неопределенно махнул рукой. Тем не менее, Сэла закончила: — Я не должна была так делать. Просто ненавижу, когда мне говорят, чтобы я просто верила. Это неправильно.
На миг на лице Верадина промелькнул гнев, но она поняла, что он направлен не на нее. За то, как он чувствовал себя последние несколько дней. Сэла попыталась найти ответ в его ярости против Устава, но это ничего не дало. Поэтому она просто кивнула.
— Можешь остаться здесь, если хочешь, — добавил он, поглядев на нее. — Я пойду дальше.
Сэле не хотелось бы ждать неизвестно чего в этом месте. Она не боялась мертвых, вот только на какие безрассудные подвиги пойдет Верадин, если она оставит его без присмотра?
— Я иду, сэр.
Он усмехнулся. Как будто прочитал ее мысли.
— Я не собираюсь делать ничего «стратегически необоснованного».
Сэла вопросительно подняла брови.
— Давай, Тай. Здесь я не попаду в неприятности, — он протянул ей руку. — Обещаю.
Уголки рта Сэлы едва дрогнули, превращаясь в еле заметную улыбку, и она взяла его ладонь в свою.
Перед ними простирался длинный коридор из красного полированного камня, скорее всего, основной проход во внутреннюю часть структуры. Изогнутые стены встречались друг с другом в полумраке на высоте гораздо большей, чем высота доков «Короля штормов». Регулярно через каждые пять шагов от основного коридора ответвлялись коридоры помельче. Стены украшены некими позолоченными конструкциями, выглядящими как драгоценные камни. Сэле показалось, что это пустая трата ресурсов. На самом деле, до этого дня она ни разу не сталкивалась с жизнью гребнистых. Она почувствовала, как беспокойство, обретенное ей ранее, начинает понемногу растворяться.
— Все это для мертвых, — прошептала она.
Она остановилась у массивной росписи: Судьбы заняты каким-то мистическим общением. Натус. Метаури. Никса. Сэла нахмурилась. Картина была выполнена более профессионально, чем в храме Линео, но Сэла увидела кое-что новое. Четвертая женщина. Такая же красивая и спокойная, стоит рядом со своими сестрами.
Четвертая Судьба?
— Мири. Легендарная мать Палари, — сказал Верадин. — Ой, ты же не должна об этом знать, Тай. Нужно ли тебе об этом рассказывать?
Сэла закатила глаза и ответила в том же духе:
— Да. Иначе Первым нечего будет добавить в список обвинений, сэр.
— Шутка от Сэлы Бессмертной, — усмехнулся Верадин. — Хорошо. Это хорошо.
Они пошли дальше, и Сэла увидела больше картин, орнаментом украшающих стены. Много рисунков воинов со времен экспансии, сражающихся с мифическими чудовищами. А вот и гобелен из огненного шелка с вышитой картиной, изображающей элегантную женщину, возлежащую на диване. Слова высокого евгеника, казалось, занимали каждое свободное пространство: стены, полы.
— Нам сюда, — Верадин и Сэла свернули в один из второстепенных коридоров.
Капитан остановился в нескольких шагах от статуи гребнистого дворянина, хмуро смотрящего в коридор. Вырезанная из темно-красного камня, статуя на целых три головы возвышалась над ним и Сэлой. Огромные руки статуи сложены на животе в созерцательном отдохновении. Одежды застыли волнами, изображая бриз. На груди красуется фамильный герб.
Верадин показал на золотой гребень. Сэла прикинула, что он был размером с осколок гранаты. На нем были отлиты фигуры четырех мускулистых женщин. Наверное, Судьбы.
— Эмблема ушедшей эпохи, — слабо усмехнулся капитан. — Как и его владелец.
В дни экспансии, когда господствовать над известными мирами стали евгеники, войны велись воинами правящего клана. Это были далекие предки Крестников. Офицеры носили огромные, инкрустированные драгоценностями гребни. Поначалу они служили броней, но потом переросли в некую, скажем прямо, безвкусную безделушку, не имеющую никакой другой ценности, нежели как знак Крестника. Чем больше гребень, тем богаче Крестник. К тому времени войны уже вели фабрикаты и скриптеры.
В результате гребни стали хорошим средством для врага, чтобы убить или захватить Крестника. Как следствие, огромные знаки попали в немилость и быстро превратились в крошечные иконки, вышитые металлической нитью на рукавах и воротниках.
— Кто это? — прошептала Сэла. Ей показалось, что говорить в полный голос перед этим гигантом несколько кощунственно.
— Сэла Тайрон, позволь познакомить тебя с Хелио Верадином, — в голосе капитана звучала вина и печаль. Возможно, в нем было и что-то еще. — Человек, который воспитал меня. Мой дядя.
— Хелио, — прошептала Сэла, пробуя слово на вкус, словно запретный плод.
— Ты бы ему понравилась, Тай. Ему слишком нравилось постоянно мной командовать.
Сэла пхнула его локтем, но он немного отвернулся, чтобы скрыть улыбку.
— Мои родители умерли, — Верадин подошел ближе. — Я не помню их. Эрелай и вовсе была младенцем. Все это время мы жили с дядей.
Еще одно редкое откровение капитана. Сэла зажгла факел, осветивший остававшуюся до сих пор в темноте часть могильника. Здесь расположились еще шесть статуй, меньшие по размеру. Половина женщин, половина мужчин. Все статуи изображали людей в спокойном состоянии, лица у всех были суровые. Мягкий, рассеянный свет медленно заполнил могильник, в результате чего стала различима богатая детализация помещения. Сэла решила, что где-то на входе сработал какой-то датчик. Коридор, кстати, тоже тускло освещался.
— Они выглядят… — Сэла задумалась, подбирая слово, чтобы не оскорбить покоившихся здесь.
— Торжественно?
— Расстроено.
На самом деле они выглядели обозлено, словно не хотели находиться в этом месте, особенно закрытыми в каменных ящиках.
— Думаю, любой выглядел бы так же, учитывая, как Совет Первых обрабатывал общество в вопросе, что люди не могут быть Палари, — Верадин посмотрел на Сэлу. — Представь, всю жизнь ты чему-то поклоняешься, а потом узнаешь, что была не права.
— Сэр, ваши родители тоже здесь? — спросила Сэла. Тот, кого Верадин назвал своим дядей, был абсолютно не похож на капитана.
— Они были простыми слугами, Тай, — капитан посмотрел на статую. — Но их имена тоже вырезаны здесь.
— Прочтите, — сглотнула Сэла.
Он снова взял ее руку, и на этот раз Сэла не отдернула ее. Капитан приложил ее пальцы к вырезанной в камне надписи, повел по строчке, одновременно, озвучивая написанное:
— В память о погибших: Ионы и Мередит. Мири отправляет вас домой.
Его голос наполнила печаль, словно он забыл что-то важное и из-за этого в груди Сэлы что-то сжалось. Вдруг до нее дошло, что все это время она смотрит на капитана. Кашлянув, она перевела взгляд на статую дяди.
— Его тело на самом деле здесь?
— Нет. Его кремировали, а маленькая круглая урна покоится в галерее Первых. Могу представить, как пример Крестника-ренегата. Уверен, что его искру мучает этот факт.
Сэла нахмурилась. Они его сожгли.
— Не похоже, что он жив после того, как они сделали это, Тай, — сухо усмехнулся Верадин, увидев выражение ее лица.
В смущении Сэла отвернулась и стала разглядывать остальные лица навечно застывших статуй в этой гробнице.
Верадин же положил ладонь на украшение в виде гребня на груди статуи дяди.
— Что ты наделал, мой мальчик?
Сэла с капитаном вздрогнули, услышав бестелесный голос. В руках Сэлы моментально оказалась плазменная винтовка. Она отодвинула за свою спину Верадина, прижимая его к стене гробницы.
— Назовите себя! — потребовала она, обшаривая тусклые углы.
— Отбой, Тай, — Верадин положил ладонь на винтовку и заставил Сэлу опустить дуло вниз.
Она услышала жужжание головида, а потом увидела, как перед статуей Хелио Верадина из пола появилась фигура. Мужчина, похожий на дядю Верадина, но нормального роста. Изображение пару раз мигнуло, после чего закрепилось.
Сэла вдруг почувствовала себя глупо из-за чрезмерной реакции из-за какой-то программы. Но, учитывая произошедшее за последние несколько дней, не стоит удивляться расшатанным нервам. И что-то во всем этом было неправильно. К примеру то, что ей пришлось заглянуть внутрь жизни людей, выше ее по статусу.
— Аватар? — Сэла покосилась на капитана.
При звуке ее голоса голографическое лицо аватара повернулось в ее сторону.
— Второй пришелец не идентифицирован, — безжизненно произнесла голограмма. — Данное сообщение секретно. Сообщение предназначено Джонвелишу Ониду Верадину, сыну Хауса Верадина.
Где-то в глубине души Сэла даже не удивилась. В конце концов, она простой фабрикат. Это было известно с самого рождения.
— Кровавый дядя, — пробормотал Верадин и шагнул вперед. — Я Джонвелиш Верадин, сын Верадин Крестника.
— Подтверждено.
Капитан махнул Сэле, чтобы она тоже вышла вперед. Та подчинилась приказу, но плазменную винтовку не убрала.
— Определить второго пришельца как не враждебное существо, — сказал Верадин.
Сэла фыркнула. Сейчас это ее уже забавляло.
Верадин предупреждающе посмотрел на нее, после чего снова вернул внимание к аватару.
— Определить второго в качестве командира Сэлы Тайрон, солдата Режима.
— Джонвелиш Верадин идентифицирован. Второй идентифицирован.
Аватар немного расслабился, возвратившись к более реалистичному поведению. Он склонил голову, рассматривая Сэлу, потом повернулся к капитану.
— Солдат не может находиться здесь, Джон. То, что я должен сказать, предназначено только для тебя и Эрелай, — потом аватар посмотрел на Сэлу: — Командир Тайрон, вам нельзя здесь оставаться. Это сообщение не для ваших ушей.
Сэла тут же развернулась к выходу. На сегодня ей уже хватило странных гребнистых заморочек и оскорблений. Но Верадин, вздохнув, задержал ее, схватив за здоровую руку.
— Команда переопределения, — сказал капитан. — Авторизация семь…
— Команды переопределения не существует.
— Командир Тайрон союзник Верадин Крестник, — отрезал капитан и добавил что-то на высоком евгенике.
Аватар ответил на том же языке. Для Сэлы все это звучало совершенно непонятной тарабарщиной. Наконец, разговор закончился, плечи капитана поникли. Стало ясно, что ему не удалось переубедить голограмму.
— Тебе нельзя здесь находиться, Тай, — он смотрел в пол.
— Да, капитан, — тихо сказала Сэла. — Я вернусь на корабль.
— Тай, — Вердин виновато посмотрел в глаза Сэлы. — Извини.
Сэла коротко кивнула, после чего развернулась и вышла в коридор. Как только ее окутал полумрак коридора, она почувствовала, как сжимается горло, а в глазах проступают незваные слезы.